Ежемесячная общественно-политическая газета Приморская краевая национально-культурная
общественная организация
"АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОНГРЕСС"
Всероссийский Азербайджанский Конгресс
Главная страницаСМИ АзербайджанаРеклама на сайтеКонтакты
Последние новости:
31 год с момента азербайджанской трагедии
Представители приморской...

В Приморье почтили память жертв «Черного января»
Представители приморской...

Празднование победы Азербайджана

Во Владивостоке отпраздновали...


По итогам ВЭФ 2022

Расширение производства...


Спустя 30 лет…

В столице Приморского...


День справедливой Победы

Приморская краевая национально-культурная...


Вместе мы сделаем Приморье процветающим

В ходе рабочей встречи...


Поздравление президенту Азербайджанской республики Алиева Ильхама Гейдар оглы от председателя правления ПКНКОО "Азербайджанский конгресс" Новрузова Мардана Нариман оглы с днём республики

26 февраля - «черный день» на сердце нации.


Поздравление президента Азербайджанской республики Алиева Ильхама Гейдар оглы от председателя правления Приморской краевой национально-культурной общественной организации "Азербайджанский конгресс" Новрузова Мардана Нариман оглы

ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АЛИЕВУ ИЛЬХАМУ ГЕЙДАР ОГЛЫ ОТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ ПРИМОРСКОЙ КРАЕВОЙ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОНГРЕСС" НОВРУЗОВА МАРДАНА НАРИМАН ОГЛЫ

28.02.2012 - Ходжалы. Без времени и расстояния…
Холодный, леденящий душу февраль 1992 года всё дальше. Но не для них. Это черный день для собравшихся в этот день представителей азербайджанской диаспоры Приморского края, как и для всего азербайджанского народа, объединенного на всех континентах трауром.

Ходжалы – незаживающая рана, вековая боль, и ни время, ни расстояние их не успокоит и не утешит.

В глазах уважаемых, состоявшихся мужчин стоят слёзы. Но, если приглядеться, то это не слёзы – в их глазах сожженные дома, в один день превратившиеся из уютных очагов в военные руины, в их глазах – ужас маленького ребенка, закрывающего своей ручкой глаза, чтобы не видеть, как расстреляют его и его семью бездушные захватчики, в их глазах – ужас и боль тех, кого пытали и убивали на глазах родных и близких. Забыть и простить такое невозможно…

– Это была не война. Война, когда мужчины идут друг на друга, и побеждает тот, кто сильнее, точнее или быстрее, как это было издавна. Но то, что было в Ходжалы, нельзя назвать войной. – говорит Асэф Асадов, который в ту войну был командиром взвода. – Убийство мирного населения, резня детей, женщин, стариков, пытки и издевательства – это не война. Того, кто совершил такое, нельзя назвать воином…

Асэф Асадов молодым парнем демобилизовался в начале 1990-х из рядов Советской Армии. Служил в Сибири, был командиром пулеметного расчета. Асэф рассказывает, что после возвращения из армии его встретил отец и сказал:

-  Сын, иди воевать. Я стар и военного опыта у меня нет. Я тебе буду помогать - рыть окопы. Нужно защищать Родину.

Асэф Асадов был командиром взвода, прошёл жаркое от сражений лето 1992-го, а осенью того года получил тяжелое ранение. Танковый снаряд попал в пост, где находился Асэф и его сослуживцы, двое погибли, остальные получили тяжелые ранения. У Асэфа было 23 осколочных ранения. Вертолетом его доставили в Баку, где долгие месяцы выхаживали столичные специалисты.

- После моей госпитализации на мое место был назначен мой друг, одноклассник и однополчанин Мехралы Кулиев, который при мне был замкомвзвода. Мой товарищ пропал без вести. – Голос Асэфа в этот момент становится глуше. – Никто не знает, как он погиб, был ли взят в плен… Война унесла жизни лучших. До сих пор вспоминаю своих сослуживцев, смелых, сильных мужчин, которые были готовы защищать родину голыми руками. Многие из них не вернулись с войны…

Мужчины, объединенные общей скорбью, продолжают вспоминать последние дни февраля 92-го. За тысячи километров и на годы назад уносит их память, на благодатную карабахскую землю, в Ходжалы. В начале 1990-х он превратился из благополучного города, где проживали почти 7000 человек, в блокадное селение. Перерезанные армянскими формированиями транспортные артерии района закрыли дорогу жителям Ходжалы и не дали шанса на спасение. Единственной связью с миром были потаенные тропы в горах и вертолетное сообщение. 20 лет назад для оставшихся в Ходжалы начался ад.

Эльхан Гумбатов и его родственник Рамиз Казымов воспоминают весь тот ужас. Эльхан жил в Ходжалы. В свои неполные 13 он с братьями учился в другом городе – Шуша, но когда армянская сторона взялась за оружие, начались стрельба и убийства, отец, не ведая, какая участь ждет родной город, вывез сыновей в Ходжалы. Во время блокады Эльхана удалось вывезти вертолетом в Агдам, к родственникам. Рамиз Казымов, его двоюродный браНо до этого момента он сполна испытал весь ужас блокады.

- Днём, когда жители Ходжалы работали, то тут, то там замертво падали люди. Как мы поняли позже, армянские снайперы методично и хладнокровно уничтожали нас. Каждый вечер мы уходили в блиндажи и землянки, вырытые в огородах и ночевали там, потому как каждую ночь нас обстреливали из минометов и орудий. Не было ни дня, чтобы не было погибших. Самое страшное, что мы привыкали к этому. Падающие снаряды называли «городской маршрут». В последний вертолет, улетавший в Агдам перед 26 февраля, детей запихивали через иллюминаторы, только бы спасти. Люди до последнего надеялись, что их страшная участь обойдет стороной…

В ночь на 26 февраля начался штурм Ходжалы. Армянская сторона начала обстрел города из крупнокалиберных орудий. Все, кто смог взять оружие остались обороняться. Группы по несколько десятков человек – старики, женщины, дети бежали из горящего города кто куда мог. Босиком, без обуви, они продирались через снег, лес и шквальный огонь. Но везде их встречали автоматы и пулеметы захватчиков и наемников, в упор расстреливавшие безоружных.

- Нашими соседями была семья с тремя дочерьми. Они называли нас братьями, а мы их – сестрами. Всегда помогали друг другу. – Вспоминает Эльхан. – Незадолго до осады старшая сестра вышла замуж, родила ребенка и в феврале 1992-го была беременна вторым. Её и других захватили 26 февраля и расстреляли. Причем ей, беременной, стреляли сначала в живот, а потом в голову…

Бежавших в Агдам избивали и убивали, не обращая внимания на возраст и пол. Те, кто смог обойти засады, умирали позже от обморожения. Те, кто выжил, после пыток, накладывал на себя руки… Многих забрали в плен, что с ними стало, родственники и близкие до сих пор не знают.

- Мой отец на следующий день выехал из агдама с добровольцами забирать тела. – Говорит Эльхан. – Захватчики дали только один день. Он говорил, что не мог перенести ужаса – погибших складывали друг на друга в грузовики. Родители не могли узнать детей… Настолько обезображенными были тела погибших…

Как может подняться рука на женщину? Как можно издеваться над пожилым человеком? Как можно навести прицел автомата на ребенка?

Увы, человечество до сих пор не дает ответа на эти вопросы. Но пока они будут актуальны, террор, как над мирными жителями Ходжалы, будет повторяться постоянно, неся боль и страдания в глубину поколений.

В истории каждого народа есть темные периоды. Но 613 убитых и 150 пропавших без вести в Ходжалы нужно помнить всегда, чтобы в будущем не допустить подобной трагедии.



Зайцев Павел
 

Гимн


azərbaycan Respublikasının
Himni

Погода:

Яндекс.Погода
Яндекс.Погода

Национальное








Ссылки








Фотографии Баку: